ВОПРОС 35. Основы административно-правового статуса государственных служащих

| Правовой портал "Правопорядок" | ВОПРОС 35. Основы административно-правового статуса государственных служащих |
ВОПРОС 35. Основы административно-правового статуса государственных служащих

1. Признаки административно-правового статуса государственных служащих:
• права и обязанности государственных служащих устанавливаются, как правило, в пределах компетенции органов, в которых они состоят на государственной службе;
• деятельность государственных служащих подчинена осуществлению задач, возложенных на соответствующий орган, и носит официальный характер;
• служебные права и обязанности государственных служащих обладают единством, своеобразие которого состоит в том, что их права одновременно являются обязанностями (права должны использоваться в интересах службы), а обязанности — правами (в противном случае обязанности нельзя будет осуществить);
• осуществление служащими служебных прав и обязанностей гарантируется законодательством;
• законные предписания и требования государственных служащих подлежат исполнению всеми, кому они адресованы;
• государственные служащие имеют право на продвижение по службе;
• предусмотрены ограничения общегражданских прав и обязанностей государственных служащих с целью повышения эффективности служебной деятельности;

• для государственных служащих предусмотрены определенные льготы, а также повышенная ответственность за совершенные ими правонарушения.
2. Общегражданские права и обязанности государственных служащих тс же, что и у других граждан. Гражданские права и свободы государственных служащих ограничены законом с целью нормального функционирования государственной службы.
Служебные обязанности и права предоставляются государственным служащим для эффективного осуществления служебной деятельности по занимаемой государственной должности. Служебные права и обязанности делятся на общие для всех государственных служащих и специальные, обладание которыми связано с конкретными должностями.
Характер и объем специальных обязанностей и права государственных служащих зависят от правового положения органа, в котором они состоят на службе. Например, специальными являются обязанности и права налогового инспектора в области контроля за соблюдением налогового законодательства.
3. В соответствии с Законом РФ «Об основах государственной службы Российской Федерации » государственный служащий не вправе:
• заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;
• быть депутатом законодательного (представительного) органа Российской Федерации, законодательных (представительных) органов субъектов РФ, органов местного самоуправления;
• заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;
• состоять членом органа управления коммерческой организацией;
• быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему;
• использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию;
• получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего; получать от физических и юридических лиц вознаграждения;
• принимать без разрешения Президента РФ награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций;
• выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности органов государственной власти РФ и субъектов Федерации с государственными органами иностранных государств;
• принимать участие в забастовках;
• использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним.