ВОПРОС 18. Виды административно-правовых отношений

| Правовой портал "Правопорядок" | ВОПРОС 18. Виды административно-правовых отношений |
ВОПРОС 18. Виды административно-правовых отношений

1. В зависимости от особенностей участников отношений существуют следующие виды административно-правовых отношений:
• между соподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на различном организационно-правовом уровне (вышестоящие и нижестоящие органы);
• между несоподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на одинаковом организационно-правовом уровне (два министерства, администрации двух областей);
• между субъектами исполнительной власти и находящимися в их организационном подчинении государственными объединениями, предприятиями и учреждениями;
• между субъектами исполнительной власти и не находящимися в их организационном подчинении государственными объединениями, предприятиями и учреждениями (финансовый контроль, административный надзор);
• между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами системы местного самоуправления;
• между субъектами исполнительной власти и негосударственными хозяйственными и социально-культурными объединениями, учреждениями (коммерческие структуры);

• между субъектами исполнительной власти и общественными объединениями;
• между субъектами исполнительной власти и гражданами.
2. В зависимости от государственного устройства различают отношения, возникающие:
• между центральными органами федеральной исполнительной власти и исполнительными органами субъектов Федерации (между Правитель ством РФ и правительствами республик);
• между органами исполнительной власти субъектов Федерации, находящимися на одном уровне (между правительствами двух республик);
• между органами исполнительной власти субъектов Федерации, стоящими на разных уровнях (например, между администрацией Красноярского края и входящего в его состав Эвенкийского автономного округа).
3. В зависимости от конкретных целей возникновения общественных отношений выделяют:
• внутренние — отношения, связанные с формированием управленческих структур, определением основ взаимодействия между ними и их подразделениями, с распределением прав и обязанностей, прав и ответственности между работниками аппарата органа управления. Стороны в этих отношениях — соподчиненные исполнительные органы, их структурные подразделения, должностные лица;
• внешние — отношения, связанные с непосредственным воздействием на объекты, не входящие в систему исполнительной власти (например, на граждан, общественные объединения, коммерческие структуры).
4. По характеру юридических фактов административно-правовые отношения делятся на отношения:
• порожденные правомерными действиями;
• порожденные неправомерными действиями.
5. По содержанию различают следующие виды административно-правовых отношений:
• материальные — общественные отношения в сфере управления, которые регулируются материальными нормами административного права;
• процессуальные — отношения, складывающиеся в сфере управления в связи с разрешением индивидуально-конкретных дел, которые регулируются административно-процессуальными нормами.