ВОПРОС 13. Виды административно-правовых норм

| Правовой портал "Правопорядок" | ВОПРОС 13. Виды административно-правовых норм |
ВОПРОС 13. Виды административно-правовых норм

1. По конкретному содержанию и регулированию общественных отношений все нормы административного права делятся:
на общие — нормы, регулирующие общественные отношения общего характера (для всех сфер и отраслей);
особенные — нормы, регулирующие общественные отношения в конкретной сфере управления.
2. По предмету регулирования различают:
материальные — нормы, которые юридически закрепляют комплекс обязанностей и прав, а также ответственность участников управленческих отношений, регулируемых административным правом, т. е. фактически их административно-правовой статус;
процессуальные — нормы, определяющие методы (способы, порядок, процедуры) деятельности по реализации государственного управления и регламентирующие управленческие отношения.
3. По предмету воздействия на субъекты административного права выделяют:
обязывающие — нормы, предписывающие совершать определенные действия. Содержащиеся в таких нормах указания могут быть выражены как обязательное предписание;
запрещающие — нормы, предусматривающие запрет на совершение тех или иных действий в определенных условиях. Запреты могут носить общий или специальный характер. Примером запрета общего характера является запрещение действий (бездействия), подпадающих под признаки административного правонарушения. Запрещение применения специальных средств и огнестрельного оружия милицией в отношении женщин и несовершеннолетних — пример специального запрета;

уполномочивающие (управомочивающие) или дозволительные (диспози-тивные) — нормы, в которых выражается возможность адресата действовать в рамках установленных требований по своему усмотрению;
стимулирующие (поощрительные) — нормы, которые обеспечивают с помощью соответствующих средств материального или морального воздействия должное поведение участников регулируемых управленческих общественных отношений (например, установление налоговых льгот, льготное кредитование и т. д.);
рекомендательные — нормы, которые носят рекомендательный характер. Рекомендательные нормы чаще всего используются во взаимоотношениях субъектов исполнительной власти и негосударственных формирований. Однако рекомендации иногда содержатся в нормативных актах, адресованных нижестоящим субъектам исполнительной власти или подведомственным объединениям.
4. По адресату могут быть отмечены нормы, рекламентирующие: организацию и деятельность механизма исполнительной власти, т. е. различных звеньев аппарата государственного управления;
административно-правовой статус государственных служащих — работников управленческого аппарата;
вопросы организации и деятельности государственных предприятий и учреждений;
административно-правовой статус общественных объединений;
отдельные стороны функционирования различных коммерческих структур;
административно-правовой статус гражданина.
5. В зависимости от предела действия административно-правовые нормы бывают:
а) соответственно территориальному масштабу:
территориальные — нормы, действующие в границах государства, государственно-территориальных образований (например, нормы Кодекса об административных правонарушениях — общегосударственные, но правила охоты, установленные местными органами, действуют в границах территории);
межтерриториальные — нормы, действующие в границах нескольких государственно-территориальных (административно-территориальных) образований (например, акты в условиях чрезвычайного положения которые могут действовать в указанных территориальных масштабах);
б) по действию во времени:
срочные — нормы, для которых определен срок действия;
бессрочные — нормы без указания срока действия, т. е. до официально!! отмены компетентным органом;
в) по кругу лиц:
нормы, действие которых связано с распространением устанавливае мых правил либо на всех (например, порядок уплаты налогов для всех юридических лиц), либо на отдельных юридических лиц (например порядок уплаты налогов страховыми организациями);
нормы, действие которых связано с распространением устанавливае мых правил либо на всех граждан, либо на отдельные их группы (рас пространение льгот в осуществлении кредитования жилищного строи тельства на военнослужащих).
6. С учетом федеративного устройства России административно-правовые нормы подразделяются на общефедеральные и устанавливаемые субъектами Федерации.