ВОПРОС 10. Формы осуществления исполнительной власти

| Правовой портал "Правопорядок" | ВОПРОС 10. Формы осуществления исполнительной власти |
ВОПРОС 10. Формы осуществления исполнительной власти

1. Формы осуществления исполнительной власти — внешне выраженные действия, совершаемые исполнительными органами (должностными ли-
цами) в процессе осуществления исполнительно-распорядительной деятельности в рамках их компетенции и вызывающие определенные последствия.
Выделяют следующие формы осуществления исполнительной власти: правовые, неправовые (организационные).
Правовые и неправовые формы различаются по характеру вызываемых последствий — правовые формы влекут за собой четко выраженные юридические последствия, а неправовые формы прямых юридических последствий не влекут.
2. Правовые формы осуществления исполнительной деятельности классифицируются по содержанию, цели использования, способу выражения.
По содержанию выделяют правотворческую и правоприменительную формы осуществления исполнительной власти.
Правотворческая управленческая деятельность заключается в создании, изменении, отмене и усовершенствовании правовых норм, т. е. издании нормативных актов.
Правотворческая деятельность коллегиальных органов управления осуществляется следующим образом:

• принимается решение о разработке проекта управленческого нормативного акта;
• создается текст проекта;
• проект проходит стадии предварительного обсуждения, доработки, согласования, одобрения соответствующими органами;
• организуется обсуждение проекта в правотворческом органе;
• проект утверждается и опубликовывается.
Процедура принятия нормативных актов единоначальными органами более простая — руководитель органа исполнительной власти после подготовки проекта может сразу утвердить его.
Правоприменительная деятельность органов и должностных лиц исполнительной власти заключается в разрешении конкретных управленческих дел на основе соответствующих правовых норм.
Правоприменительная деятельность включает:
• установление фактических обстоятельств дела;
• выбор соответствующей нормы права, которую можно применить для решения определенного вопроса;
• толкование правовой нормы;
• принятие индивидуального акта;
• исполнение акта применения нормы права.
По целям использования различают внутренние (решение организационно-штатных вопросов, руководство сотрудниками, управление структурными подразделениями внутри органа) и внешние (обеспечение выполнения функций, возложенных на орган) правовые формы управленческой деятельности.
По способу выражения правовые формы государственного управления подразделяются на словесные (письменные и устные) и конклюдентные (использование жестов, сигналов, знаков).
Исполнительная деятельность осуществляется и в других правовых формах, к которым относятся:
• представление обязательных отчетов (юридическими лицами в налоговую инспекцию);
• осуществление государственной регистрации (охотничьего оружия);
• выдача документов, подтверждающих наличие специального права (лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности определенного характера);
• совершение иных юридически значимых действий.
3. Неправовые формы осуществления исполнительной власти:
• осуществление организационных действий, возникающих в повседневном процессе деятельности органов исполнительной власти (разработка программ, контроль, изучение и обобщение опыта работы, подбор и обучение кадров);
• выполнение материально-технических действий, которые носят вспомогательный характер в управленческой деятельности (работа с информацией; ведение делопроизводства).