§ 3. Подведомственность дел арбитражному суду

| Правовой портал "Правопорядок" | § 3. Подведомственность дел арбитражному суду |
§ 3. Подведомственность дел арбитражному суду

Создание арбитражных судов как самостоятельной ветви судебной системы повлекло за собой проблему разграничения компетенции между ними и судами общей юрисдикции.
Общие правила подведомственности дел арбитражному суду содержатся в ч. 1 ст. 27 АПК, в соответствии с которыми к компетенции арбитражных судов относится рассмотрение дел по экономическим спорам и других дел, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, все споры, которые относятся к ведению арбитражных судов, определяются как «экономические», независимо от того, возникают ли они из гражданских, административных и иных публичных правоотношений. В то же время такой признак спора, как «экономический», в силу отсутствия в нем правового содержания не может служить четким ориентиром для разграничения компетенции между арбитражными и общими судами.
Достаточно четко определить подведомственность того или иного спора арбитражному суду возможно на основе выработанных и широко использующихся в теории и на практике критериев подведомственности. К таким критериям относятся: субъектный состав участников спора и характер спорного правоотношения.

Оба данных критерия взаимосвязаны, и лишь одновременное их присутствие указывает на подведомственность спора арбитражному суду. Однако на практике прежде всего обращаются к первому критерию, поскольку при разнообразии спорных правоотношений и нормативных положений, их регулирующих, первоначальное использование второго критерия зачастую бывает затруднительным.
В соответствии с ч. 2 ст. 27 АПК РФ арбитражный суд разрешает арбитражные споры и рассматривает иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридических лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, 1 а в случаях, установленных АПК и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статус юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. В ч. 4 ст. 27 АПК этот круг участников арбитражного процесса еще более расширяется. Помимо российских организаций и граждан Российской Федерации указано на такие субъекты, как иностранные организации, международные организации, иностранные граждане, лица без гражданства, осуществляющие предпринимательскую деятельность, организации с иностранными инвестициями, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Под юридическими лицами понимаются все те организационно-правовые образования, которые предусмотрены гражданским законодательством (гл. 4 ГК РФ). Статус предпринимателя приобретается гражданином с соблюдением порядка государственной регистрации, предусмотренного ст. 23 ГК РФ.
В то же время, как уже указывалось, арбитражные суды вправе рассматривать дела с участием организаций, не являющихся юридическими лицами, а также граждан, не обладающих статусом предпринимателя. Данная ситуация возможна при том положении, если в арбитражный суд поступило заявление, в котором оспаривается отказ в государственной регистрации (уклонение от государственной регистрации) организации либо гражданина, намеревающегося получить статус предпринимателя. Заявители в данном случае еще не зарегистрированы в качестве юридического лица или предпринимателя и в силу этого таковыми не являются. Однако их требование подлежит рассмотрению в арбитражном суде ненормативных актов.
В соответствии с ч. 4 ст. 27 АПК заявление, принятое арбитражным судом к своему производству с соблюдением правил подведомственности, должно быть рассмотрено этим арбитражным судом по существу и в том случае, если в дальнейшем к участию в деле в качестве третьего лица, на заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, будет привлечен гражданин, не имеющий статуса индивидуального предпринимателя.
Вторым критерием определения подведомственности споров арбитражным судам является характер спорного правоотношения. В любом случае в них должен присутствовать «экономический элемент», «хозяйственное содержание», «предпринимательский интерес», независимо от того, возникли ли они из гражданских, административных или иных публичных правоотношений.
К экономическим спорам, возникающим из гражданских правоотношений, можно, в частности, отнести споры о разногласиях по договору, заключение которого предусмотрено законом или передача разногласий по которому на разрешение арбитражного суда согласована сторонами; об изменении условий или о расторжении договоров; о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств; о признании права собственности; об истребовании собственником или иным законным владельцем имущества из чужого незаконного владения; о возмещении убытков.
Экономические споры, возникающие из административных и иных публичных отношений, касаются оспаривания нормативных правовых актов, оспаривания ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Федерации, органов местного самоуправления и должностных лиц. Сюда же относятся и дела об административных правонарушениях, отнесенных к ведению арбитражного суда; дела о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Помимо перечисленных дел, производство по которым осуществляется в порядке искового производства и производства по делам административного и публично-правового характера, к компетенции арбитражного суда отнесены и дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Эти дела рассматриваются в порядке особого производства и к ним относятся дела об установлении таких фактов, как факт владения и пользования юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем недвижимым имуществом; факт государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в определенное время и в определенном месте; факт принадлежности правоустанавливающего документа, действующего в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, если наименование юридического лица, имя, отчество или фамилия индивидуального предпринимателя, указанное в документе, не совпадает с наименованием юридического лица по его учредительному документу, именем, отчеством или фамилией индивидуального предпринимателя по его паспорту или свидетельству о рождении, а также другие факты, порождающие юридические последствия в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности (ст. 219 АПК).
Однако возможность рассмотрения дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение в порядке особого производства исключается, если при рассмотрении этого дела будет установлено, что возник спор о праве. В этом случае арбитражный суд своим определением оставляет заявление об установлении факта без рассмотрения, разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства.
К компетенции арбитражного суда отнесены и две категории дел, касающихся деятельности третейских судов, а именно: об оспаривании решений третейских судов по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, а также о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейских судов, постановленных по подобным спорам (ст. 31 АПК).
Предметом рассмотрения арбитражного суда могут быть и заявления о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений по спорам, возникшим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности при условии, если признание и исполнение таких решений предусмотрено международным договором Российской Федерации и федеральным законом.
Особое место среди дел, относящихся к ведению арбитражного суда, занимают дела, перечисленные в ст. 33 АПК. Обращая внимание на специфику этих дел, пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в своем постановлении от 9 декабря 2002 г. № 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» указал, что дела, предусмотренные ст. 33 Кодекса подлежат рассмотрению в арбитражных судах независимо от того, являются ли участники правоотношений, из которых возник спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане. В том числе подлежат рассмотрению в арбитражных судах дела о несостоятельности (банкротстве), споры о создании, реорганизации и ликвидации организаций, споры об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, споры между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, возникающих из деятельности хозяйственных товариществ и обществ (за исключением трудовых споров), а также дела о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Значительное расширение компетенции арбитражных судов осуществлено при сохранении правила «приоритета общесудебной подведомственности», закрепленного в ч. 4 ст. 22 ГПК РФ, согласно которой при обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, другие — арбитражному суду, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции.
Если будет установлено, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, то производство по нему прекращается (ч. 1 ст. 150 АПК).
В стадиях, связанных с производством по пересмотру решений, вышестоящие арбитражные суды, обнаружив нарушение нижестоящими судами правил о подведомственности, обязаны отменить судебное постановление и прекратить производство по делу (ст. 269, 287, 305 АПК РФ).