Предъявление иска к иностранному государству, привлечение его к участию в деле в качестве соответчика или третьего лица, наложение ареста на имущество, принадлежащее иностранному государству и находящееся на территории Российской Федерации, и принятие по отношению к нему обеспечительных мер, обращение взыскания на это имущество в порядке принудительного исполнения решения суда допускается только с согласия компетентных органов соответствующего государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или федеральным законом.
Советский Союз и затем Российская Федерация долгое время придерживались принципа абсолютного судебного иммунитета иностранного государства, т.е. распространяли иммунитет и на гражданско-правовые отношения с участием государства, в том числе на заключаемые им коммерческие сделки. Однако во многих странах (США, Великобритания, Япония и др.) нормативно закреплена концепция так называемого функционального или ограниченного иммунитета, когда привилегии охватывают только действия государства как политического суверена, но не его участие в экономическом обороте.
Границы судебного иммунитета международных организаций определяют федеральные законы и международные договоры Российской Федерации (ч. 2 ст. 401 ГПК РФ). Именно в таких документах предусматриваются различные льготы и привилегии в отношении конкретных международных организаций, выступающих в российских судах*. Но необходимо подчеркнуть одну особенность. Наличие судебного иммунитета у иностранного государства-ответчика презюмируется, а каждая международная организация должна разъяснять суду, какими льготами и привилегиями она наделена, нормативными актами или конкретным договором.
* Научно-практический комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу РСФСР. С. 587-588. Соответствующие положения ст. 17 Венской Конвенции необходимо учитывать и применять при возникновении правовых споров с их участием.
Часть 3 ст. 401 ГПК РФ указывает еще на одну группу лиц, пользующихся определенными процессуальными привилегиями — это аккредитованные в России дипломатические представители иностранных государств и другие лица, указанные в соответствующих законах и договорах. Основным документом, закрепляющим и распределяющим разнообразные привилегии и иммунитеты для обеспечения эффективного осуществления функций дипломатических представительств является «Венская Конвенция о дипломатических сношениях» 1961 г.
Состав дипломатических представителей неоднороден. Больше всего разного рода льгот имеют дипломатические агенты (терминология Конвенции). Эта группа включает глав и членов дипломатического персонала представительства, имеющих дипломатические ранги (ст. 1).
Лица административно-технического персонала, обслуживающего персонала, частные домашние работники сотрудников представительства и члены семей дипломатов также обладают при определенных условиях иммунитетами разного типа и объема.
Иммунитет от гражданской юрисдикции не распространяется, однако, на случаи, когда дипломатические представители вступают в гражданско-правовые отношения как частные лица в связи со спорами о принадлежащих им строениях на территории России, наследовании или деятельности, осуществляемой за пределами официальных функций.
Иммунитетом от гражданской юрисдикции в том, что касается служебной деятельности, пользуются и консулы. На международной правовой арене ведущую роль играет «Венская Конвенция о консульских сношениях и факультативные протоколы», ее нормы в значительном объеме восприняли и национальные законодательства и консульские конвенции, заключенные СССР и РФ со многими государствами. На это прямо указывают преамбулы таких документов*.
* Научно-практический комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу РСФСР. С. 590-592.